Этот фотоотчет — продолжение рассказа о двухдневном путешествии, которое мы совершенно внезапно решили совершить посередине рабочей недели (19-20 мая). Первые две части — путь на Ит-Агар и в верховья речки Кара-Кулджа, что впадает в Токтогулку с запада, — в отдельных постах.
На озеро Сон-Кель мы решились ехать для того, чтобы опробовать новый спуск с него — вдоль речки Сон-Кель. Когда эта река спускается с трехтысячной высоты озера в нарынские долины, она проходит несколько скальных каскадов. Как минимум на одном из них бушует очень красивый водопад. Мы решили его посмотреть.
Вообще, на озеро Сон-Кель (и с него, соответственно) есть четыре дороги. Одна — наиболее известная — это когда вы едете по трассе Бишкек-Торугарт, не проходя еще перевала Долон, сворачиваете направо (по указателю на Сон-Кель). Там надо пройти километров 30-40, потом начинается подъем наверх, и на озеро вы попадаете через перевал высотой где-то около 3300 метров.
Проблема этого пути в том, что из-за высоты он очень поздно открывается, а дорожники не всегда спешат весной убирать снежные «языки» и мини-лавины, закрывающие дорогу.
Второй путь лежит с самого юга — с реки Нарын (пос. Ак-Тал и Джаны-Талап), по ущелью реки Куртка, через перевал Молдо-Ашуу. Это очень красивая дорога, опять-таки про этот перевал и речку у меня есть отдельный пост.
Третий путь — через угольный разрез Кара-Кече. Для того, чтобы по нему проехать на озеро, нужно выйти на трассу Чаек — Кочкорка и повернуть резко на юг в центре селения Баш-Кууганды. Сорок минут тряски по пустырю, и вы у въезда в ущелье, в котором скрывается одно из крупнейших месторождений угля.
Ну и четвертый путь — это тот, который мы решили опробовать в этот раз. На самом востоке озера — где из него вытекает река Сон-Кель, есть дорожка на восток (точнее — юго-восток). Начинается она в районе моста через речку Сон-Кель.
Но для начала попасть на озеро мы решили через Кара-Кече (мы ехали с Чычкана, через Суусамыр).
Скалы у въезда в ущелье Кара-Кече ранним утром:
Сейчас на месторождении Кара-Кече работает всего одна компания, и трафик угля оттуда минимальный. Пока мы забирались на самые-самые высоты, нам навстречу не попался ни один грузовик. Сурки-свистуны, обитающие в этих краях, этому только рады:
Путь на месторождение проходит среди очень красивых скал, на которых расположились высоченные елки:
Как остановишься, в небо сразу взмывают два-три стервятника, чтобы оценить перспективу чем-нибудь поживиться. Начинают нарезать круги:
Когда я решил полазать по скалам на самом верху перевала Кара-Кече (около 3300 метров), кругом стоял свист этих милых пушных зверьков — сурков-свистунов. Приглядевшись, я понял, что вокруг меня куча нор, и почти у каждой стоит по «стражнику», готовому в любой момент юркнуть в подземный лабиринт. А пока я стоял и не провоцировал их к бегству, они просто обменивались сигналами друг с другом. Поэтому их и назвали «свистуны». Фото снизу — © Mr.Kompass:
Вот так выглядит раскуроченное в хлам месторождение угля Кара-Кече с высоты перевала:
На самом перевале такие красивые скалы, что сложно просто так проехать мимо (фото — © Mr.Kompass):
Наконец, мы прошли перевал и вышли на высокогорные холмы плато озера Сон-Кель.
План состоял в том, чтобы по относительно укатанной грунтовой дороге, огибающей озеро с юга и прижимающейся к горам, попасть к месту, где из Сон-Келя истекает одноименная река, и спуститься в ее долину.
На выезде с перевала Кара-Кече на плато нас поджидал облом.
Оказывается, несмотря на очень теплую майскую погоду, не весь снег в тех местах растаял, и часть дороги, на которую мы так надеялись, осталась под снегом. Вдоль по всей дороге впереди виднелись нерастаявшие снежные «языки»:
Джип — не трактор, и нам пришлось искать пути объезда. Не разворачиваться же.
Решили на свой страх и риск поехать по полю (следы машин там в некоторых местах только просматриваются) вниз в сторону озера, чтобы там постараться добраться до нужной точки по окружной озерной дороге-«полевке», проходящей у самой воды.
Казалось, что до озера всего несколько километров:
По ходу замечу, что озеро к этому времени еще не растаяло — вода проступила только у самых берегов, на мелководье.
Ехать приходилось в том числе вот по таким кочкам:
То и дело нужно было разворачиваться и искать другой путь, когда дорогу преграждали сазы — высокогорные болота:
Смертельной опасности, как равнинные болота, они не представляют (там внизу камни, а не торф), но если попасть туда колесом, застрять можно прилично.
Я уже не говорю про микро-ручейки, которые постоянно приходилось переезжать.
Всем желающим в это время года посетить Сон-Кель я не советую повторять наш маршрут. Заезжайте на озеро лучше по долине реки Сон-Кель, с востока.
Забыл написать, на Сон-Келе в это время мы не встретили НИ ОДНОГО человека.
Видимо, северная дорога на озеро еще закрыта, и основная часть «жайлоошников» скот туда еще не погнала.
Хотя одно стадо лошадей мы по дороге все-таки встретили:
Люблю лошадок.
Плато, окружающее озеро Сон-Кель, только-только стало покрываться травой. Но для питания скота уже достаточно.
Лошадки попались непуганые, с интересом разглядывали наш «караван»:
Если оглянуться назад, откуда мы приехали, откроется вот такой вид:
Над озером Сон-Кель — удивительное небо. Оно близкое. Почему кажется именно так, понять просто: само озеро находится на высоте чуть больше 3000 метров, облака (законы физики никто на Сон-Келе не отменял) «висят» на своей постоянной высоте — от 4 до 6 тысяч метров. Вот и получается, что они в этом месте гораздо ближе к земле, чем на равнине.
Небо Сон-Келя можно фотографировать бесконечно:
Наконец, за больше, чем два часа, мы преодолели несколько километров, отделявших перевал Кара-Кече от озера. И поехали по объездной полевой дороге в сторону реки Сон-Кель.
Добрались до речки Сон-Кель и пошли вдоль нее по высокогорному плато на восток.
С высоты озера при спуске в долину стали открываться фантастически виды:
Это еще на самом верху, до спуска в долину реки:
С высоты горного плато, на котором находится озеро Сон-Кель, у самого спуска, открывается вид на бескрайние нарынские просторы:
Начали спускаться:
И открылся завораживающий вид на долину реки Сон-Кель:
Стояли там минут двадцать, не могли налюбоваться — нафотографироваться. Как обработаю панораму этого места, обязательно выложу на сайт.
После утомительного серпантина вниз с озера, мы поравнялись с речкой в ее более-менее равнинном течении. Это и есть те самые каньоны Кек-Жарты, которые должны были стать кульминационной точкой путешествия.
Пошли искать водопад.
И вот он. Сила водопада поражает. Наверное, ни в какое другое время года он так не ревет, как сейчас, когда под воздействием майской жары тают снега.
Следуя своей давно заведенной традиции, я с коллегой искупался в речке, и мы поехали вдоль реки Сон-Кель в сторону трассы Бишкек-Торугарт:
Дорога вдоль реки тоже красивая.
То и дело попадаются достойные фотоаппарата точки.
Река Сон-Кель к этому времени куда-то потерялась, и мы просто ехали по дороге в сторону магистральной трассы.
Всё, мы на трассе Бишкек-Торугарт. Движемся в сторону перевала Долон, с которого начинается построенный китайцами качественный хайвей. До него — фактически одноколейная дорога с раздолбанным асфальтом и дырами, как после бомбежки:
Завтра (иншАлла) собираюсь на Сон-Кель снова, с приехавшим в командировку в Бишкек сотрудником и нашей обычной «Мафией». Хотим подняться на озеро вдоль реки Сон-Кель, обогнуть его до съезда в ущелье реки Куртка (надеюсь, что оно открылось от снега!) и потом — в Нарын. Как обработаю снимки, обязательно выложу.
Комментарии
Вы сможете оставлять комментарии только после того как зарегистрируетесь и войдете на сайт