В самом начале апреля у меня с коллегами возникла необходимость по делам смотаться в Казарман. Для тех, кто не очень ориентируется в регионах Кыргызстана — это маленький поселок Внутреннего Тянь-Шаня, стоящий на реке Нарын. Добраться до него можно из Нарына (чуть более 200 км) или из Джалал-Абада (путь немного короче, но дорога открыта только летом из-за большой высоты находящегося на ней перевала — около 3400 м). Сейчас китайцы пробивают туда более прямую дорогу на свой же китайский кредит, но когда её достроят, никто не знает.
Чтобы окончательно не растрясти остатки серого вещества в голове по дурным дорогам, путь решили разбить на два отрезка: сначала по супер-качественной дороге доехать из Бишкека в Нарын, там ночевка, а потом с утра уже по трясучке до Казармана.
По дороге в Нарын в который раз восхитились кыргызским феноменом «небесных гор»: это когда облачность ниже вершин, и они как бы парят в воздухе.
На равнине за день до этого прошел сильный дождь, что означало, что выше 3000 метров горы заснежит. Что мы и наблюдали:
Нарын встретил нас холодом. Когда мы рано утром двинулись на запад в сторону Казармана, навстречу двигался мерзкий погодный фронт, с дождем и снегом. Впрочем, через километров 100 он иссяк, оставив после себя холодрыгу и пасмурное небо. Соответственно, первое фото удалось сделать только когда с неба перестало лить и сыпать.
Эта арка стоит на правом берегу Нарына, знаменуя то место, где раздолбанный асфальт сменяется укатанной грунтовкой. Там находится село Джаны-Талап (наследие большевистской топонимики: в переводе означает «Новый Порядок»). Там еще есть «8 марта» рядом, на том же берегу, если чо.
Как мы ни силились считать машины, попадавшиеся нам навстречу этим утром, не насчитали ни одной. Всё как вымерло. Вообще эти места — безлюдные, да и бензин местные экономят, так что не удивительно.
При взгляде на горы очень хорошо просматривается линия снегов. Мы едем в Казарман через перевал Кара-Коо (2800 м), так что нам — туда.
Летом тут практически ничего не растёт; весенняя зелень выгорает уже к середине июня. А сейчас — когда земля только-только освободилась от снега, вообще какое-то пустынное ощущение.
Преодолев половину взлета на перевал Кара-Коо, мы увидели стаю птичек.
Это — стервятники; премерзкие, скажу вам, существа. Размах крыльев взрослой особи — до 2 метров, что обеспечивает им грузоподъемность как у самолета «Руслан». Питаются в основном падалью. Еще они очень любят меня нервировать, кружась над нашими машинами во время остановок в высокогорье: понимая, чего они ожидают пожрать, становится не по себе.
Хором крикнув им: «не дождетесь, гады», мы двинулись вверх на перевал.
Я на сайте уже неоднократно писал, что перевал Кара-Коо — мое самое любимое место в Кыргызстане, если «рейтинговать» по фантастичности открывающегося вида. Хоть он и не такой высокий, с него, тем не менее, видна долина реки Нарын, а также окрестные горы на очень большое расстояние.
Тучки к этому времени уже не так мешали обзору, и открывающаяся картина захватывала дух.
Если бы не люди, которые ждали нас в Казармане, завис бы там с фотоаппаратом на полдня, ловя каждое изменение света.
Это — взгляд обратно, на серпантин, которым мы поднялись с восточной части перевала:
Это — вид с самой высокой точки Кара-Коо:
На широкоугольном снимке хорошо виден уходящий на восток (справа налево) снежный фронт:
Перевал Кара-Коо преодолевали как по минному полю. Наша машина была первой после снежной ночи, и местами было страшно, а не понесет ли её вбок.
Зато потом, на западной стороне, открылась такая красота:
Я вообще не люблю насиловать фотоснимки пост-процессингом, но тут не удержался:
Пока спускались вниз, мои спутники то и дело нарушали тишину восхищенными восклицаниями. Там и летом очень красиво, а тут свежий снег придал пейзажу рельефности:
Спустились в долину. То и дело из-за холмов слева по курсу открывались заснеженные хребты:
Когда вылезаешь из машины, фантастический пейзаж и понимание, что мы тут абсолютно одни на десятки километров, вызывают то ли эйфорию, то ли какие-то психоделические ощущения.
Типичные карбонатные нарынские скалы. Такие — вдоль всего Нарына.
Не нужные никому рекламные щиты (в такой глуши можно рекламировать только политические лозунги, но выборы нечасто) — депрессивная достопримечательность кыргызской провинции. А тут еще такой прикольный тандем навстречу попался. Щелкнул.
На самом деле, хорошо, что на небе еще осталась какая-то облачность. Снимки получаются интереснее.
Это — выпирающие скалы у поселка Дёдёмёль (да, столько букв «ё»). Много раз их по пути фотографировал.
Неуклонно приближаемся к Казарману.
Последующие фото — с обратной дороги в тот же день.
Опять перевал Кара-Коо. От утренней хмари не осталось и следа. Голубое небо.
Скалы вдоль реки Нарын:
В долине Нарына небо хоть и не такое близкое, как на трехтысячной высоте озера Сон-Кёль, но все равно ближе, чем на северных равнинах (сам Нарын находится на высоте больше 2000 м).
Nikon D4S — офигенная камера. Просто влюбился в неё. Строчит больше 10 кадров в секунду, при этом прекрасно держит резкость. К слову, примерно половина снимков в этом посте сделана через стекло автомобиля на скорости.
Воистину счастлив тот, у кого работа и хобби переплетены так, что можно получать удовольствие от личного пристрастия (для меня это — фотография), не нарушая рабочего ритма. Я в этом смысле — счастлив.
наверх
Комментарии
Вы сможете оставлять комментарии только после того как зарегистрируетесь и войдете на сайт